Таможенное оформление и декларирование

Таможенное оформление и декларирование



Балтийская таможня

Концепция таможенного оформления, утвержденная в 2011 году в Российской Федерации, предусматривает перенести основные нагрузки при таможенном оформлении товаров, которые поступают на территорию России, на пограничные таможни, а также на таможенные посты при приграничных таможенных терминалах. Но сейчас они не в состоянии надлежащим образом справиться с обеспечением грузопотока, поскольку отсутствует необходимая инфраструктура.

Поэтому вполне оправдано решение перенацелить уже сформировавшиеся грузопотоки на Балтийскую таможню. Хотя она является приграничной, здесь существуют все необходимые условия для таможенного оформления – вне зависимости от региона, в котором зарегистрирован владелец или получатель груза. Тот фактор, что современные терминалы Большого порта Санкт-Петербурга, которые находятся в ведении Балтийской таможни, вполне способны с низкими затратами и высокой эффективностью справиться как с грузопотоком морских контейнеров, так и с генеральными грузовыми партиями, подтверждает целесообразность такого шага.

Таможенное оформление грузов

Таможенное оформление грузовОсновной поток контейнерных грузов проходит через ПКТ (Первый Контейнерный терминал) и контейнерный терминал ОАО «Петролеспорт». Также подобные грузы могут обрабатываться на терминалах «Моби Дик» и «Русмарин Форвардинг». Таможенное оформление товаров, которые поступают в зону Балтийской таможни, в зависимости от их места выгрузки может производиться на таможенном посту «Документальное оформление» (3-ий район морского порта С.-Петербурга), на таможенных постах «Туруханный», «Лесной», «Центральный таможенный пост», «Гавань», «Выставочный» (выставочный комплекс Ленэкспо), «Кронштадтский» (таможенный пост в городе Кронштадт).


Таможенное оформление в морском порту Санкт-Петербург

Таможенное оформление грузов поручается, как правило, только тем компаниям, которые получили официальную лицензию таможенного брокера. При получении подобной лицензии на право осуществлять таможенную деятельность компания вносит залоговые платежи. Эти суммы являются гарантийным финансовым обеспечением государства. Таким образом, оно страхуется от противоправных действий со стороны брокеров при перемещении грузов и их таможенном оформлении.

Вместе с тем, залоговые платежи служат и гарантом финансовой состоятельности компании, которая принимает на себя ответственность перед владельцем или получателем за профессиональные действия с их грузом при таможенном оформлении, а также представляет их интересы в государственных таможенных органах Федерации.

Порядок таможенного оформления

Порядок таможенного оформленияТехнологические схемы для работы с грузами внешней торговли, которые с учетом специфики терминальных и грузовых операций разработаны на Балтийской таможне, и Таможенный кодекс определяют весь порядок таможенного оформления грузов.

Импортные грузы, прибывшие в порт Санкт-Петербург морским путем, декларируются следующим образом.

После прибытия морского транспорта и прохождения им пограничного контроля товары выгружаются на СВХ, а затем сдаются на хранение порту. Потом агент морской линии выдает владельцу груза или его доверенному лицу (экспедитору) комплект грузовых документов. На практике получением товара, дальнейшим его сопровождением в порту и последующей транспортировкой на склады владельца занимаются обычно экспедиторские фирмы, специализирующиеся в этой сфере.

Для того, чтобы иметь возможность беспрепятственно подавать транспорт на территорию порта, экспедиторские компании заключают необходимые договора с его администрацией. Также у них имеются официальные соглашения с морскими линиями о фрахте судов для генеральных грузов и об организации контейнерных перевозок.

После получения грузовых документов от агента морской линии представители экспедиторских компаний на основании распоряжения владельца груза предоставляют таможенному брокеру требуемый для таможенного оформления пакет документов.

Таможенный брокер изучает всю предварительную информацию о получаемом грузе, пользуясь для этого внешнеэкономическим контрактом, приложениями к нему, инвойсом, упаковочным листом на эту партию товара, комплектом разрешительных документов (сертификаты, лицензии и прочее). На основании таких данных и полученных ранее грузовых документов он заполняет и затем подает в таможню грузовую таможенную декларацию (ГТД).

При этом брокер обязан не только подать надлежащим образом заполненную декларацию, но и контролировать целиком процесс прохождения ею всех этапов таможенного оформления.

Потом, воспользовавшись системой электронных подписей, представитель экспедиторской компании получает разрешение на вывоз товара агентом линии. Далее в электронном графике терминала выбирается свободный слот для погрузки и подается необходимое для транспортировки груза количество автомашин.

Особенности таможенного оформления

При таможенном оформлении грузов особое внимание следует обратить на этапы контроля таможенной стоимости и фактического контроля (таможенного досмотра).

Таможенная стоимость товаров контролируется таможней на основании декларируемой таможенным брокером их стоимости. Основными подтверждающими документами для этого служат внешнеэкономический контракт, приложение к этому контракту, в котором указываются условия поставки и цены, инвойс. Также таможня может запросить и дополнительные документы, подтверждающие стоимость груза. Обычно они требуют для ознакомления экспортную декларацию из порта отправления и страховой договор на транспортировку товара.

В отдельных случаях, когда речь идет о легковых или грузовых автомобилях, катерах, яхтах и тому подобном, таможня может затребовать информацию об их ценах на основании стоимостных справочников, каталогов или баз. Сюда также могут войти ценовые данные на биржевые товары, заключения экспертов о состоянии товара, его стоимость от торгово-промышленной палаты, справочные данные о ценах на аналогичные товары на внутреннем рынке. Представители таможни могут запросить подобные документы даже после выпуска груза и его постановки на складской учет и бухгалтерских проводок.

Корректировка таможенной стоимости

Как правило, при определении таможенной стоимости товаров таможня руководствуется внутренними таможенными документами. Это так называемые «стоимостные риски» - показатели цен, разработанные государственными таможенными органами. Также они пользуются собственной базой данных, в которой собрана вся информация о предыдущих поставках аналогичного груза.

Если таможенный инспектор посчитает таможенную стоимость товара заниженной, он вправе произвести корректировку таможенной стоимости. При этом задекларированная цена товара увеличивается, следовательно, дополнительно начисляются суммы к общему размеру таможенных платежей.

Если владелец груза не согласен с таким решением, то имеет возможность опротестовать его в вышестоящем органе таможни или через суд – с обоснованием своего ходатайства о возврате неверно начисленных платежей. Но практика сложилась таким образом, что его обращение все равно будет рассмотрено только после уплаты этих дополнительных платежей и получения декларации.

Таможенный досмотр

Досмотр является еще одним этапом таможенного контроля. Он производится только для части грузопотока и регламентируется «критериями риска» - одним из внутритаможенных документов. Подавляющая часть таких критериев постоянна, но определенный процент от общего количества имеет случайный характер, поэтому практически непредсказуем.

Главным заданием досмотра, как правило, является обнаружение посторонних предметов или вещей в контейнерах. Также контролируется четкость маркировки на коробах, которая должна в точности совпадать с описанием товара в поданной декларации. Проверяется на соответствие с указанными в декларации и в сопроводительных документах весов нетто и брутто.

Досмотр контейнеров на морских терминалах требует контроля при его организации со стороны брокерских или экспедиторских компаний. Такие фирмы осуществляют доставку контейнера в зону таможенного досмотра, обеспечивают погрузочно-разгрузочные работы при растаривании и непосредственном осмотре товара.

Морской порт Санкт-Петербурга

Как показывает опыт работы компании, которая предоставляет весь комплекс транспортно-экспедиционных и таможенных услуг в зоне ответственности Балтийской таможни, а именно – при обслуживании грузов, проходящих через терминалы Морской порт Санкт-Петербург, наиболее качественным является такой подход ко всем документальным и грузовым операциям, при котором они выполняются в совокупности. Исполнение необходимых технических и таможенных процессов одной компанией, которая способна оперативно решать транспортные, таможенные или логистические задачи, является оптимальным решением для грузовладельца.



Назад в раздел